Следующим этапом глубокой модернизации классической модели 81-717/714 стали вагоны под новым, 5-значным, индексом - 81-540/541, впервые увидевшие свет в 1997 году. В какой-то степени 81-540/541 стали ответом на мытищинскую модификацию 81-717.5М/714.5М. К примеру, на головных вагонах было изменено расположение оптики, все 6 светильников расположились в один ряд. В кабине машиниста была изменена конструкция аппаратной перегородки и расположение на ней приборов. Данная модификация выпускалась дважды: партия 1997 года и партия 2001 года. Вагоны первой партии имели салон из слоистого пластика, как и у базовых 81-717.5/714.5. В вагонах 2001 года салонокоплект немного изменился, в частности, у наддверных кожухов появились округлости. Вместо стандартных дерматиновых сидений на вагонах 2001 года выпуска устанавливались польские антивандальные сидения. Хочется отметить также вагон мод. 81-540 №10214, который внешне отличается от всех остальных вагонов данной модели. Из-за аварии, произошедшей на ЗАО "Вагонмаш" было изменено расположение фар по схеме 2+2+2 : два боковых фарных блока от 81-717.5 и два светильника на центральной вставке под лобовым стеклом. Вагоны модели 81-540.5/541.5 являются аналогом вагонов мод. 81-540/541 с незначительными отличиями. Металлическая маска головных вагонов выполнена в классическом форм-факторе, но с меньшим числом фонарей (5 в ряд против 6-ти на 81-540). Салон вагонов стеклопластиковый, разработанный фирмой "Автокомпозит". Все головные вагоны и первые 12 промежуточных имеют салон с пластиковыми потолочными панелями и фризами вентиляционных проемов. Также стоит отметить наличие антивандальных раздельных чебоксарских сидений, известных своей неудобностью из-за большой жесткости По техническому заданию от службы подвижного состава ГУП "Петербургский метрополитен" в 2002 году ЗАО "Вагонмаш" приступает к сборке усовершенствованной модификации на базе вагонов мод. 81-540/541. Одной из главных отличительных черт стоит назвать обновленную маску головного вагона. Новый облик вагону придали обтекаемые накладки из композитных материалов на фарных блоках, крыше и в фартучных областях. Эта работа стала первым сотрудничеством ЗАО "Вагонмаш" и фирмы "Автокомпозит", которая известна разработкой и производством тюнинг-комплектов для легковых автомобилей. Автор дизайна - Денис Висельский. Вкупе с композитными накладками на головные вагоны были установлены стилизованные пластиковые зеркала заднего вида, которые впоследствие, к сожалению, были заменены на стандартные. В связи с предстоящим пуском станции Парнас на Московско-Петроградской линии служба подвижного состава ГУП "Петербургский метрополитен" заказала ЗАО "Вагонмаш" 3 новых состава для обеспечения необходимой парности поездов в час. Серийно производимые в тот момент вагоны мод. 81-540.8/541.8 не годились, так как имели кабину увеличенного размера, что затрудняло работу машиниста на станциях закрытого типа. За основу новой модификации был взята базовая модель 81-717.5/540. Маска головных вагонов отличается лишь числом светильников - на 81-540.9 их 5 в ряд. Схема управления вагонов расчитана на использование системы автоматического ведения ПА-КСД. Салон вагонов первых двух составов идентичен салонам вагонов для Казанского метрополитена и первому стеклопластиковому 81-540.8/541.8 - вентиляционные отверстия не прикрыты накладками, имеются вертикальные поручни. На третьем составе салонокомплект стандартный, со стеклопластиковыми накладками на вентиляционных отверстиях. Выпуск данной модификации был единичным и в будущем возобновление не планируется. |